День необычных музыкальных инструментов отмечают 31 июля

31 июля 2025 09:40

Китаррон, блокфлейта, глюкофон и другие. День необычных музыкальных инструментов отмечают 31 июля. Они редко используются не масштабно и поэтому не столь широко известны. Праздник неофициальный, эту дату используют в большей степени для того, чтобы открыть слушателям новую музыку. Именно этим круглогодично занимаются музыканты из Калуги.

Бенедикт Фабер чувства добрые пробуждает колесной лирой уже много лет. Инструмент древний, к нам пришел из Европы в Смутное время 17-го столетия. Его здесь полюбили уличные музыканты, скоморохи. Весил он немного, и передвигаться по импровизированным концертным площадкам было удобно.

Бенедикт Фабер поясняет: "Взять и передвигаться таким образом. У тебя нет привязки к инструменту, а инструмент привязан к тебе. И данные традиции у нас довольно долго продержались, грубо говоря, с XVIII века и до 60-70х годов прошлого столетия".

Репертуар у европейских и российских лирников был разнообразный. Изначально инструмент использовали монахи, как аккомпанемент во время литургии. Затем музыканты "разбавили" репертуар праздничными мелодиями. А в нашей стране колесная лира зазвучала на философский манер.

Бенедикт Фабер рассказывает: "Есть отдельное направление, чисто славянское - это думы. Они отличаются более мелодичным, меланхоличным звучанием, которое заставляет задуматься о жизни, о прожитом времени. И о том, с каким намерением ты смотришь в будущее".

Привлекала еще и простота конструкции и настройки. На колесной лире играли в основном сидя. Было несколько вариаций инструмента, но в целом до наших дней он дошел, почти не изменившись.

"Основное колесо, которое выступает в роли смычка. Две струны, которые дают постоянное жужжание. И две мелодийные струны, которые как раз и издают звук", - продолжает Бенедикт Фабер.

А вот другой инструмент необычным назвать сложно. Скорее удивляет, как его далекие иностранные разновидности оказываются в наших широтах. Георгий Кожурякин увлекся барабанами еще в 17 лет, когда поступил в музыкальное училище. Но только после выхода на пенсию реализовал творческий замысел. Только ударные и ничего за редким исключением больше. А оригинальное звучание коллектив получил после знакомства с творчеством Абдельмаджида Гуэмгуема, французского музыканта с алжирскими корнями.

Музыкальный руководитель экспериментального этнического коллектива "Safari Drums" Георгий Кожурякин отмечает: "Ритмика африканская, а культура исполнения европейская. Это фразировочки. Слушаешь африканский коллектив, в каком-то своем состоянии дубасят. Мне это неинтересно, и мы в таком плане стали заниматься с ребятами".

Георгий может рассказывать о своих "громких" друзьях очень долго. У каждого свой голос, страна происхождения и история. Это не музейные экземпляры. Все инструменты используются в выступлениях. Даже симпатичный экзотический гость из-за океана.

"Это буир. Родина его Латинская Америка. Брали какой-то сушеный плод, типа кабачка нашего, делали насечки и получалось такое", - делится Музыкальный руководитель экспериментального этнического коллектива "Safari Drums" Георгий Кожурякин.

Маракасами сложно удивить. Но эти настоящие, тоже из сушеного плода, звук создают семечки внутри. Даже рисунок аутентичный. Рядом перкуссионная установка из бонго и джембе. Готовятся к репетиции.

В принципе, необычными музыкальные инструменты делает не их происхождение или странный на наш взгляд вид. А именно их "голос", который помогает издавать человек. А слушателям остается лишь удивляться и знакомиться с новыми для них мелодиями, ритмами и смыслами.

Следите за нашими новостями в Дзене

 

К 80-летию Великой Победы

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: ВКонтакте; Одноклассники; Telegram-канале; Дзен.