Вода калужского "Лесного чуда", как называют туристы Сероводородные озёра, зимой всегда была кристально чистой. Но несколько лет назад заметили, что здесь поселилось семь диких уток. Люди с умилением начали их кормить. И на следующий год популяция водоплавающих пернатых возросла до 50, потом до 150. И вот уже два года подряд здесь зимует около 300 птиц. Как следствие, на прогулку к незамерзающим озёрам люди стали привозить не только купальники, но и провизию для крякв.
Ольга Сашина: "Появилась очень большая кормовая база, потому что вся Калуга едет сюда кормить уточек. Везут батоны, везут крупу килограммами. Берега зимой бывают засыпаны отходами. К воде подойти невозможно. Сейчас всё затоптано утками, всё в перьях, всё в помёте. То есть два года уже, как сорван купальный зимний сезон".
Четыре ведра пищевых отходов убрали во время субботника. Особое беспокойство вызывает у общественности тот факт, что дикие птицы привыкают к человеческой пище и перестают добывать пропитание самостоятельно: собирать семена трав, личинки насекомых, водоросли. Отдыхающие не понимают того, говорит калужанка, что вторгаются в дикую природу, нарушая естественный образ жизни пернатых. Скоро людей здесь вообще не будет, вторят ей прохожие.
- Потому что невозможно купаться. Потому что уделано всё уточками. Прилетают всё больше и больше. То есть купаться здесь просто не безопасно.
- Здесь, когда не было уток, можно было плавать в чистой воде.
Загрязнения водоёмов - дело рук людей, считает орнитолог Юрий Галченков. Утки лишь откликаются на подкормку.
За последние шесть лет в Калуге сформировалась городская популяция уток. Кряквы-калужанки не боятся человека, спокойно принимают корм из рук. Птицы осваивают город всё активнее и не улетают с водоёмов даже зимой.
Специалист министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Юрий Галчёнков рассказывает: "В 90-е годы мы проводили учёт зимующих уток, и их численность доходила до 1500. Тогда крякв вообще не кормил никто. Тогда замерзали реки, пруды, и было только одно место зимовки у них постоянное - это на Оке, ниже очистных сооружений. Так вот, той ёмкости кормовой незамерзающего участка Оки хватало, чтобы прокормить 1,5 тысячи уток. Мы не видели погибших, ослабших птиц. То есть утки существуют в городе независимо от человека ".
Решение проблемы очень простое, продолжает орнитолог, надо просто перестать кормить птиц. Если люди сами этого не понимают, то стоит разместить информационные таблички и щиты. Для начала можно переместить кормление к нижнему пруду, где люди не купаются. Непоправимый вред озёрам пернатые нанести не могут.
"Я не вижу здесь никакого загрязнения. По крайней мере, вода всегда была такая немного мутноватая. Я здесь купался с нулевых годов, поэтому я не вижу никаких отличий", - утверждает орнитолог.
Водоём проточный и быстро очиститься от продуктов жизнедеятельности уток, считает Галчёнков.
Большую опасность, по мнению орнитолога, представляют прикормленные голуби. В крупных городских агломерациях провели исследования, результаты которого показали: половина голубей заражена острым инфекционным заболеванием - орнитозом.
Прекратить размножение городских птиц довольно просто. Достаточно лишить их доступа к корму и закрыть отверстия под крышами домов, где они гнездятся. Но во всем, прежде всего, нужна мера, говорят специалисты. Подсыпать семян в кормушки для птиц, которые развешивают лесники, например, в городском бору, всегда полезно. А вот откармливать диких уток или голубей точно не стоит.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: ВКонтакте; Одноклассники; Telegram-канале; Дзен.