Обнинский лицей учит русскому языку детей-инофонов

14 декабря 2024 17:53

Госдума приняла закон о запрете приема в школы детей мигрантов без знания русского языка. Напомним, что законопроект был подготовлен Калужской областью. Он был принят Государственной Думой России сразу во втором и третьем чтениях. В Обнинске в лицее "Держава" несколько лет действует программа для адаптации в обществе детей, не знающих государственного языка. В образовательном учреждении учится 1442 ребенка и 212 из них - инофоны.

"К чебурашке в чашку шлепнулась букашка. Добрый чебурашка выбросил букашку".

Простой детский стишок - для некоторых детей практически непреодолимый барьер. Многие из них приходят в школы с нулевым уровнем знания языка. Но они граждане России и по Конституции имеют право на получение знаний. Отдельных классов в общеобразовательной школе не предусмотрено. Учителям приходится уделять им больше времени, в ущерб другим ученикам. Но дети в незнании русского языка не виноваты.

Преподаватель русского языка, как иностранного, Зоя Латыш рассказывает: "Дети срывают уроки, потому что они не понимают, о чем идет речь. Согласитесь, даже вы, взрослый человек, насколько долго и как долго вы захотите находиться в аудитории, в которой для вас вообще ни одного звука знакомого нет. Они вынуждены находиться здесь 6 часов".

В обнинском лицее "Держава" из года в год десятки учеников оказывались в таком положении. Выход нашли в адаптационной программе. В нее вовлекли учителей начальной школы, других профильных специалистов. Директор Оксана Копылова признает, сначала в успех предприятия мало кто поверил, в 2021-м году проект начинали пять учителей, сейчас их 13. Программа оказалась эффективной, более того, кроме образовательного, есть и другой сопутствующий эффект.

Оксана Копылова подчеркивает: "Система адаптационной школы помогает выявить семьи, которые приехали не за тем, чтобы изучать русский, не за тем, чтобы адаптироваться, не за тем, чтобы интегрироваться в наше общество. И самое главное, не за тем, чтобы общаться со школой. Мы называем это отрицательным профилем".

Есть и положительный момент, процесс всё же сдвигается с точки непонимания. Дети-инофоны наравне с другими учениками проходят курс начальной школы. А вот затем начинаются адаптивные занятия. В основном по русскому языку. Где досконально изучают все буквы алфавита, чтобы каждому было понятно.

"Лыжи...ёжики".

Те правила, которые носители языка проходят за одно занятие, например, правило "жи-ши пиши через и", приходится регулярно повторять.

Учитель начальных классов, преподаватель русского языка, как иностранного, Елена Макарова поясняет: "Долго. Но мы еще не дошли. Мы еще все-таки изучаем это. То есть до тех пор, пока тема не будет изучена и пока они домой не пойдут и не будут проговаривать это и не вернутся опять с этим. Тогда мы переходим к другой теме".

Занятия проходят в игровой форме, детям должно быть интересно узнавать в общем-то о непривычной для них культуре.

Советник директора по воспитанию и связям с детскими общественными организациями Анастасия Второва говорит: "На уроках "Разговорах о важном" мы рассказываем нашим ребятам о нашей стране, о Российской Федерации, о наших традициях, правилах".

Преподавателям поначалу тоже было трудно. Вместе с учениками, в том числе методом проб и ошибок, они проходили это путь, где одна эмоция сменялась другой.

У педагога-психолога лицея "Держава" Ирины Беляковой гнева не было. Первые шаги в адаптационной программе выражались, по ее собственным словам, в единственной эмоции - растерянности. Как помочь и не навредить. Сейчас эта работа вызывает однозначную реакцию.

Ирина Белякова делится пережитым: "Преимущественно эмоция, которую я испытываю, это удовольствие. Потому что стало понятно, что нужно делать, стало понятно, как нужно это делать. И самое главное, как не нужно это делать".

В лицее "Держава" уверены, что адаптационная программа поможет тем, кто действительно хочет стать полноценным гражданином России. Успеваемость у таких детей постепенно растет. Они участвуют в творческой и научной работе учреждения. И русский язык, и культура постепенно занимают в их системе ценностей подобающее место.

В этом многоголосье в лицее "Держава" смогли найти общий язык между родителями, учителями и детьми. Возможно, их опыт пригодится не только в школах Калужской области, но и по всей России.

Следите за нашими новостями в Дзене

 

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: ВКонтакте; Одноклассники; Telegram-канале; Дзен.