Депутат Законодательного собрания Калужской области Насрула Омарасхабов: "Люди, живущие в этом городе, в этом районе, заслуживают этого, потому что видели сложности, которые возникли в связи с оккупацией города."
О чудовищных фактах оккупации рассказывают в местном краеведческом музее. Захватчики не щадили ни женщин ни детей. Насиловали, издевались, убивали даже беременных. Отдельное место в экспозиции занимают воспоминания Анны Володиной. Она рассказала, как всех жителей деревни ЛукАвец, в которой она жила, за подозрение в связи с партизанами фашисты согнали в деревянную избу и подожгли.
Только тринадцатилетняя Анюта успела выбраться из горящего дома и убежать. Оборачиваясь, она видела, как следом за ней выполз маленький ребёнок. Один из фашистов увидел его, насадил на штык и кинул обратно в огонь. В целом за период оккупации захватчики замучили, повесили и расстреляли более 700 жителей района. Но при этом самым разрушительным этапом истории Жиздры стала не оккупация, а её освобождение. Войскам Красной Армии удалось вернуть город только в середине 1943 года.
Директор Жиздринского районного историко-краеведческого музея Валерий Прокопов: "16 августа, войдя в Жиздру, наши воины увидели пустыню. Увидели город, который стал пеплом. Не осталось ни одного целого строения. Мало того, немцы угнали жителей Жиздры в Германию".
Отступая, немцы сожгли все деревянные дома, взорвали каменные здания, отравили колодцы, заминировали огороды. Немногочисленные жители, которым удалось выжить и спастись от плена, три дня не могли вернуться в город, а когда вошли, увидели только пепел и камни. Фотографии освобождённой Жиздры, сделанные военкором Михаилом Савиным, облетели весь мир. Рая и Гена Щегловы, которые остались не только без родителей, но и без крова над головой. Кошка с простреленным ухом, плачущая над развалинами дома на фоне уцелевшей печной трубы - стали прямым доказательством, пожалуй, самого жестокого за всю историю человечества геноцида. Полностью возродить город удалось только в пятидесятых годах прошлого века. И теперь местные жители между собой называют его Фениксом.
В послевоенную Жиздру из 12 тысяч жителей вернулось около 1 тысячи. Но и те немногие, что остались, помнят, как на этом месте до войны стоял Казанский храм. Храма больше нет, но место силы горожане возродили и там, где когда-то находился алтарь, сейчас горит Вечный огонь.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: ВКонтакте; Одноклассники; Telegram-канале; Дзен.