В 1981 году Як-53 был создан как учебно-тренировочная машина по выполнению фигур высшего пилотажа. Всего в воздух в начале 80-х годов прошлого века было поднято два опытных образца. А первый полет на этом Яке выполнил лётчик-испытатель 1-го класса Андрей Синицын. Сейчас он в отставке, но до сих пор помнит все возможности самолета.
"Конечно, волнительное событие, - рассказывает Синицын. - Как вспомню, так вздрогну. Всё прошло замечательно. Самолет был легкий, прекрасно набирал высоту, легко маневрировал".
Самолет был создан на основе Як-52, отличаясь тем, что он был одноместным. Были и другие технические отличия, которые помогли установить на нем два мировых рекорда по времени набора высоты. К сожалению, опытные образцы остались единственными в своем роде, в серию не пошли.
Заместитель главного конструктора ОКБ имени А.С. Яковлева Владимир Докучаев отмечает: "Этот вот самолет воссозданный. Нельзя прямо сказать, что он в чистом виде воссоздан. Поскольку тот тоже воссоздан из Як-52. Но это реальный самолет, настоящий Як-53".
Такой самолет не должен был остаться только на страницах воспоминаний конструкторов и авиаторов. Второе рождение легенды произошло в рамках проекта "Летающая история Отечества".
Президент Всероссийской федерации авиационных гонок Дмитрий Мотин обещает: "Этот самолет будет летать на высший пилотаж. Все прочностные характеристики у него сохранены, несмотря на возраст. Он прошел капитальный ремонт. После получения сертификата летной годности будет допущен к полету, будет летать".
Так что когда все разрешительные документы будут получены, а погода позволит, зрители на аэродроме "Орешково" смогут увидеть Як-53 в небе и в полной красе. Кроме того, в планах у энтузиастов восстановление и других незаслуженно забытых звезд советской авиации.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: ВКонтакте; Одноклассники; Telegram-канале; Дзен.