100 лет гражданской авиации отмечают в России

09 февраля 2023 10:08

9 февраля в России отмечают день работника гражданской авиации. Именно 9 февраля ровно 100 лет назад в нашей стране официально приняли Постановление "Об организации Совета по гражданской авиации". Да и у самого праздника сегодня круглая дата – Указом Президента он вошел в календарь 10 лет назад. Калуга тоже – хоть и с перерывами – была и остается активным участником авиасообщения.

Первые рейсы гражданской авиации в нашей стране связали между собой Москву и Нижний Новгород. Расстояние около 420 км, время в пути примерно 3-4 часа. И путь этот приходилось проделывать на довольно малых высотах: у пилотов не было связи с землей, и в дороге они следили еще и за наземными ориентирами. Например, за ветками железной дороги.

С развитием технологий проще становилась и жизнь пилотов. А в аэродромных бригадах появлялись новые специальности. Виктор Никитенко в калужский аэропорт пришел в 1977 году, после окончания института по специальности «обслуживание средств связи и посадки». И среди прочего он, например, следил за состоянием дальних и ближних приводов. Это специальные датчики, по которым пилот оценивает расстояние до полосы при заходе на посадку. А еще обслуживал радары, по которым диспетчеры ориентировались и давали указания пилотам. Виктор Григорьевич говорит, иногда приходилось выполнять и несвойственную работу. Даже косить траву на аэродроме, чтобы он всегда был в надлежащем состоянии.

"Безопасность полетов была превыше всего. Потому что все наши документы написаны кровью и неисполнение каких-то требований могло закончится трагедией, поэтому ко всем обязанностям относились щепетильно", - рассказывает ветеран гражданской авиации.

В 1970—1980-х годах в Грабцево базировались две эскадрильи самолётов Ан-2. Они выполняли внутренние рейсы и полеты на нужды сельского хозяйства, корме того, стояли вертолеты К-26, принимали Ту-134 и Ан-08. И все, кто с ними работал, были одной большой семьей. И в буквальном смысле – в истории аэропорта сразу несколько династий. И в переносном. Виктор Никитенко вспоминает, что общались и дружили даже за пределами рабочего времени. Он сам провел в авиационном отряде 17 лет, дослужился до заместителя командира. И, хоть с тех пор успел поменять несколько мест работы, годы в Грабцево называет золотым временем.

"Я не могу отделить годы, когда был инженером от лет, когда был в командовании. Это была работа с людьми, с коллективом, и они всегда в моем сердце", - признаётся Виктор Григорьевич.

Ещё один любопытный факт о первых рейсах. Из-за того, что нужно было ориентироваться по земле, летать приходилось только днем и обязательно в хорошую погоду. И с этим тоже были свои сложности. Сообщить пилотам последние данные прямо в воздухе было нельзя. Поэтому метеосводку запрашивали перед стартом. Просто по телефону прозванивали дежурные станции вдоль всего маршрута.

Этот нюанс с годами тоже ушел в прошлое. Появилась собственная серьезная служба метеорологии. Работу аэродромных синоптиков называют высшим пилотажем. Их данные по видимости или ветру должны быть максимально точными, а прогнозы сбываться не ниже, чем на 98%.

В калужском аэропорту такая служба тоже появилась. В 1971-м сюда пришла Татьяна Инкина. И осталась. В её трудовой книжке так и числится всего одно место работы. Вспоминает: в далеком уже прошлом они запускали специальные шары, чтобы определить высоту облаков, пользовались простыми приборами, вручную рисовали карты. Это занимало много времени. Но служба всегда в положенный срок выдавала информацию пилотам. А потом синоптики следили за рейсом, который летел по их сводке.

Заслуженный метеоролог России вспоминает: "Нужно было выдерживать баланс – нужно было обеспечить безопасность полетов, но с другой стороны на нарушить план. Потому что неудачные прогнозы могли привести к тому, что самолет вернется обратно, или уйдет на запасной аэродром. А это потери экономические".

И даже когда аэропорт в Грабцево официально был закрыт и рейсы не выполнялись, метеослужба и диспетчеры продолжали работать. Ведь через наше воздушное пространство проходит немало авиационных маршрутов. А в последние 7 лет и калужская полоса вновь принимает и отправляет воздушные суда. Сейчас в расписании Питер, Сочи, Минеральные воды и Ереван. Но в весеннем графике анонсировали перелеты в Мурманск и Махачкалу. А значит всем службам воздушной гавани найдется работа.

Следите за нашими новостями в Дзене

 

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: ВКонтакте; Одноклассники; Telegram-канале; Дзен.