"У нас запланированы экспедиции по различным музеям, по историческим центрам, по домам, где есть такие изразцы. И мы будем освещать тему калужских изразцов с разных сторон. Проект рассчитан на широкий круг людей", — рассказала методист музея народного искусства "Дом мастеров" Дарья Шерикова.
Всего в Доме мастеров коллекцию изразцов составляют чуть более десятка экспонатов. Однако увидеть пока можно не все из них. Специалисты делятся лишь теми экспонатами, о которых могут рассказать достоверно. Историю остальных глиняных изделий сотрудникам музея лишь предстоит узнать. В более выгодном положении специалисты музейно-краеведческого комплекса "Усадьба Золотаревых". Здесь сохранились две изразцовых печи, что дает возможность изучить строение и функциональность изделий.
Изразец отличается от обычной кафельной плитки строением. Позади настоящего изразца есть румпа — так называется выступ в виде коробки с ратной стороны изделия. Именно благодаря румпе изразец и имеет теплоемкие свойства. Кроме того, румпа делает его более прочным и увеличивает его срок службы.
Задокументировано, что в 1785 году на территории Калужской губернии функционировали более десяти специализированных фабрик. Изделия были разнообразными, особенно ценились синие кобальтовые. А изображали на них самые разные сюжеты: заморские плоды, парусники, животных. Существовали и традиционные росписи. Так, сюжет "корзиночка" представлен более чем в 20 разных видах.
"По легенде, калужские изразцы очень любила Екатерина Великая. Она считала, что рисунок менее суетен и успокаивает нервы. У наших калужских изразечников было свое цеховое знамя. Знамя кафельного цеха. Это говорит о том, что изразцовое производство было просто на высоте", — отметила сотрудник музейно-краеведческого комплекса "Усадьба Золотаревых" Елена Беспамятнова.
Самая большая гордость в Усадьбе Золотаревых — роскошная печь с изразцами, выполненная калужскими мастерами XVIII века. Возведена она в популярном в то время пышном стиле барокко. Лепные карнизы, колонки, изящный растительный орнамент. Древнегреческие и библейские сюжеты. Сейчас изразцовое дело в Калуге продолжает керамист Петр Аликперов. Именно этот вид архитектурной керамики для него не основной. Он создает посуду, станковую скульптуру. Профессиональную деятельность совмещает с преподавательской.
С особенным вниманием, по словам Петра, необходимо выбирать глину: нужен такой материал, который способен выдержать перепады температур. Глина должна быть пористая. Изразцы, созданные Петром и его женой, радуют глаз. Керамические элементы, выполненные руками калужского художника, теперь украшают одну из лестниц в Домовом храме в честь святого равноапостольного князя Владимира.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: ВКонтакте; Одноклассники; Telegram-канале; Дзен.