Ледовары отмечают профессиональный праздник

16 января 2023 13:45

Их труд незаметен для обывателей, но благодаря именно их работе зрители видят эффектные выступления фигуристов и хоккеистов, а сами спортсмены могут спокойно выходить на лед. 16 января в мире отмечают День ледовара. Это профессиональный праздник сотрудников спортивных комплексов, которые занимаются заливкой катков. А датой выбрали день, в который родился изобретатель специальной машины Фрэнк Замбони. Запатентовали его изобретение 70 лет назад.

Леонид Шумейко знает этот аппарат буквально до винтика. Его орудие труда — ледозаливочная машина. Или правильнее — комбайн. Он действительно сочетает в себе сразу несколько приспособлений. Специальными шнеками срезает поврежденный лед. Причем глубину среза можно варьировать с точностью до 0,1 миллиметра. Щетками сметает крошку и снег в бункер. А из резервуара на тысячу литров на поверхность льют специально подготовленную воду. Обязательно теплую. Так лучше сглаживаются все трещины и выбоины катка. А разравнивает слой — и это по технологии, а не кустарная доработка — махровое полотенце. Инженеры говорят: когда готовят площадку, учитывают множество факторов. И здесь опять играет роль комбайн. Он измеряет температуру льда и воздуха, а также его влажность. И с помощью этих данных можно сделать особый лед под разные запросы.

"В основном это температура. Для хоккеистов это минус 6 градусов. А для фигуристов помягче лед — минус 4 градуса", — рассказал инженер ледовой арены Леонид Шумейко.

В день таких заливок может быть 10-12. Между сеансами и тренировками. Чаще всего они короткие — по 15 минут. Но и этого времени хватает, чтобы восстановить покрытие. А после последнего сеанса на арену выходят сразу две машины. Они и лед срезают глубже, и воды льют раза в четыре больше. Чтобы за ночь каток максимально восстановился и слой льда сохранялся нужной толщины. При этом сама работа комбайна тоже напоминает фигурное катание. Обязательную программу. Схему этого проката разработали давно, она считается максимально эффективной: три круга по периметру, потом проход по центру и дальше прямыми линиями. Так и воды достается всей арене, и по несколько раз в одну точку машина не заезжает.

"Здесь основная сложность в том, что все нужно делать на ходу: и ехать — управлять машиной, и следить за глубиной среза, подачей воды. Где-то месяц-полтора нужно постоянной практики, чтобы научиться", — отметил Леонид Шумейко.

Что примечательно — специальных курсов ледоваров нет. Профессию постигают методом проб и ошибок. Леонид Шумейко в деле около трех лет. До Калуги работал в обнинском "Олимпе". Говорит, за советом случается обращаться и к товарищам на крупных российских аренах. И еще хорошо, что работать приходится под крышей. А вот своим коллегам со Старого Торга он даже сочувствует. Заливать открытую площадку гораздо сложнее. Приходится учитывать еще и капризы погоды. Но, несмотря ни на что, ледовары и их машины работают, чтобы любители спорта могли и дальше с удовольствием вставать на скользкую дорожку.

Следите за нашими новостями в Дзене

 

КОНКУРС ТЕЛЕКАНАЛА «КИНОМУЛЬТ»

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: ВКонтакте; Одноклассники; Telegram-канале; Дзен.