Неприметная с виду, но сильная внутри. Калужанке Анне Никаноровне Ерофеевой в этом году исполнится 95 лет. Война застала ее в конце лета в глухой белорусской деревне в Могилевской области. 14-летняя девчонка, она спряталась в сарае от дождя. Оттуда впервые и увидела немецкую конницу и мотоциклы. Захватчики подожгли стога зрелой пшеницы, самой Анне чудом удалось спастись из-под дула немецкого автомата. Рассказывает, спас ее полицай.
"Я стою на коленках, а он меня сапогом ударил под зад: " Уходи, говорит, отсюда, пока не поздно. И я домой убежала и тут поняли, что война началась", - вспоминает Анна Никаноровна.
Так и жила семья Анны Никаноровны на осажденной территории. А в 1943 году родного брата немцы угнали в плен, но под Курском ему удалось выпрыгнул из товарного эшелона, который отправлялся в Германию. Три месяца по ночам он полз к родным. А уже дома, ушел в партизанский отряд.
"Он приходил к нам, а у нас соли не было три года. И он нам щепотку соли приносил, и мы на печке лежим и соль сосем. Я сейчас соль вообще не выбрасываю. Берегу. Если упала, я соберу ее", - говорит Ерофеева.
А потом не стало мамы, и Анна приняла решение уйти в отряд к брату. Зиму 43-го они провели в лесах, жили в землянках. Когда потеплело, вместе с отрядом перебралась в шалаши. И так продолжалось 8 месяцев. У каждого в отряде были свои обязанности, получала задания и 15-летняя Аня.
"Я ходила в деревню, в штаб, где немцы. Одевалась в лохмотья, чтоб не обидели. И узнавала какие-то сведения и передавала партизанам", - рассказала ветеран.
Штаб фашистов партизаны не трогали, продолжает Анна Ерофеева. Боялись за мирных жителей, которым немцы могли начать мстить. А вот технику и эшелоны подрывали. Оружия почти не было, поэтому приходилось самим делать коктейли Молотова. В апреле 1944 года родную деревню освободили советские солдаты. После победы Анна вышла замуж за лейтенанта фронтовика. 29 лет они отдали армии, служить приходилось по всей стране. В Калугу Ерофеевы приехали, когда супруг уже стал полковником. С тех пор Калужская земля стала родной для Анны Никаноровны. С военной поры прошло много лет, но в памяти навсегда останется ужас пережитого, говорит партизанка. И сегодня, несмотря на преклонный возраст, она старается чаще встречаться со школьниками, чтобы об ужасах войны узнало как можно больше человек.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: ВКонтакте; Одноклассники; Telegram-канале; Дзен.