Хлудневсая игрушка и Великое Стояние на Угре могут войти в ТОП-1000 брендов России

17 июня 2021 17:24

В России проходит национальный конкурс «ТОП-1000 культурных и туристических брендов». Природные объекты, образы, события и даты, великие имена и народные традиции. На конкурс наш регион отправил немалый список туристических брендов, пока известных преимущественно на локальном уровне.

Один из них древних видов промысла -традиционная вышивка, цветная перевить, которая была широко распространена на территории Перемышльского, Спас-Деменского районов, а позже вышивальный промысел переместился в Тарусу, где в 1924 году была организована Тарусская артель вышивальщиц.

Мастерицы в своих работах воссоздавали древние орнаменты, а также делали изделия на основе собственных разработанных рисунков в традициях народной вышивки. Белыми и цветными льняными нитками на холсте они вышивали скатерти, дорожки, платья, рубахи, полотенца. С работами тарусских мастериц можно ознакомиться в Доме мастеров.

 Мастер по ткачеству, методист «Дома мастеров» Наталья Разоренова подчеркнула: «Такие излюбленные сюжеты - это павлины, барс и в основном свастика, там кресты. Но вот самыми излюбленными были павлины и барсы в одежде, в костюмах».

Еще один распространенный промысел калужской области - хлудневская игрушка, которая свое название получила от деревни Хлуднево Думиничского района, где жили мастерицы, занимавшиеся этим ремеслом.  В усадьбе Гончаровых представлена коллекция игрушек, выполненная 6 народными мастерами. Изделия хлудневских игрушечников, говорят специалисты, отличает наивная простота, незатейливость росписи, некоторая грубоватость лепки.

Народный мастер хлудневской игрушки Татьяна Полубинская поясняет: «Хлудневская игрушка-самая настоящая душа России. Это же наши традиции, корни. По этой игрушке можно видеть, как жил народ. чем народ занимался. Сюжеты все брались деревенские. Например, увидел, что там кошка, собачка, где-то котята, женщина вышла птиц кормить. Тут же рождаются сюжеты».

Задача конкурса - не просто составление списка культурных и туристических брендов, но и популяризация таких объектов и нематериальных явлений через включение их в Топ-1000.

Это, по мнению организаторов, будет вести к их культурному возрождению и экономическому развитию территорий. К сожалению, народные промыслы в число туристических брендов не вошли, зато список пополнили Оптинские старцы, Гостиный двор Калуги, Боровский Свято-Пафнутьев монастырь, Малоярославецкое сражение и Великое стояние на реке Угре.

Этому событию в нашем регионе посвящен целый музейный комплекс с одноименным названием. Он создан трудами монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь. Центральным экспонатом комплекса является диорама, выполненная в формате 3D. На ней заслуженный художник России Павел Рыженко изобразил 155 персонажей, показал дух и жизнь русского военного лагеря. При просмотре диорамы слышатся выстрелы пушек, цокот копыт, голоса людей, пение птиц, звон колоколов, ощущается запах осенней листвы. В отдельном зале представлены археологические находки, образцы воинского вооружения той эпохи и многое другое. Диорама размещена на том самом историческом месте, где происходили изображенные события.

Сергей Коробцов, заместитель заведующего музейного комплекса «Великое Стояние на реке Угре» поясняет: «Вы знаете, удивляются очень многие люди, потому что Великому Стоянию на Угре столетия не было оказано должного почтения и внимания.  И именно создание музея-диорамы и бессмертного творения Павла Рыженко, его лебединой песни, этого холста, размером 24 на 7 метров. Это изменило отношение наших соотечественников и иностранцев».

Музейный комплекс постоянно совершенствуется. Сейчас там проводят ремонтные работы, расписывают одну из стен и входную зону растительным орнаментом.

Сергей Хабаров, бригадир художественной мастерской «Спас» говорит: «Мы выбрали здесь орнаменты и узоры XVI века. В основном это узоры из храма Василия Блаженного, палаты московского кремля и белокаменная резьба, которая была присуще в основном Владимирской области. Здесь будут добавлены свои элементы, которые присущи интерьеру входной зоны».

Художники уже приступили ко второму этапу - это перенос изображения с помощью кальки на стену. После - покраска и лакировка изображения, чтобы избежать выцветания. Готовую композицию автор намерены представить уже в середине лета. А награждение победителей конкурса пройдет на фестивале «Живого наследия», который состоится 2 июля 2021 года в Москве на площадке Общественной палаты Российской Федерации.

Следите за нашими новостями в Дзене

 

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: ВКонтакте; Одноклассники; Telegram-канале; Дзен.