Хранитель фондов Калужского объединенного музея-заповедника Вячеслав Бессонов рассказывает: "Здесь находилось большое количество складов. И это также был центр эвакуации. Сюда прибывали беженцы с регионов, где непосредственно велись боевые действия".
Интенсивность боев нарастала, и в Калугу стали прибывать раненые с фронтов. На начало войны в городе насчитывалось около 900 койко-мест в лечебных учреждениях. Под госпитали стали переоборудовать государственные учреждения. Но и этого оказалось недостаточно. Только первые эшелоны доставили около 2,5 тысячи раненых солдат и офицеров.
Мест катастрофически не хватало, поэтому многие зажиточные калужане совершенно безвозмездно передавали свои дома под госпитальные нужды. Один из них – это дом Теренина. Ныне в нем располагается Калужский ЗАГС.
При этом город не был беззащитным. Был гарнизон, где стояли два полка с многовековой историей. Их казармы, только уже в качестве жилых домов, сохранились до сих пор.
"Располагались некоторые полки Российской императорской армии, - говорит Бессонов. - Это 9-й пехотный Ингерманландский и 10-й пехотный новый Ингерманландский полки. Именно отсюда, они здесь находились с конца XIX столетия, ушли на фронты Первой мировой войны".
В советской историографии Первой мировой уделялось мало внимания. Называли ее "империалистической", от того ненужной, документы почти не изучались. Во многом из-за этого до нашего времени в Калуге не сохранились могилы погибших за царя и Отечество.
"Там также были свои герои, было место подвигу, доблести и всему прочему. И этот процесс, на мой взгляд, должен быть всячески поощрен", - отмечает хранитель фондов Калужского объединенного музея-заповедника.
Память стала возвращаться к потомкам в 90-е годы XX века. Появился интерес к забытым страницам истории. А в Калуге на воинском мемориальном кладбище в 2014 году в честь столетия начала Первой мировой войны и в память об ее участниках возвели часовню.
Когда началась война, никто не предполагал, что ее позже назовут Первой мировой, что в ней, по сути, не будет победителей, общие потери составят более 10 миллионов человек. С карты Европы исчезнут три империи: Германская, Российская и Австро-Венгерская. А люди, которые выживут в бойне на Западном или Восточном фронте, будут желать, чтобы с ними никогда подобное не случилось. Жаль, что они не знали, что у истории есть одно неприятное свойство – быть цикличной.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: ВКонтакте; Одноклассники; Telegram-канале; Дзен.