Молодой человек – назовем его Дмитрий - не стал жертвой телефонных мошенников. Ему позвонили якобы из Центробанка и порадовали новостью: за все платежи, совершенные с помощью пластиковых карт, ему начисляли кэшбэк. Набежало 11,5 тысяч. А дальше уверенным тоном, не допускающим возражений представители банка хотели узнать реквизиты карт, чтобы деньги туда перевести.
Мошенник 1: Сейчас приготовьте все эти карты, которые при вас находятся на данный момент. Я вас сейчас переадресую на старшего специалиста отдела кэшбэк сервиса.
Мошенник 2: Здравствуйте.
Дмитрий: Здравствуйте.
Мошенник 2: Меня зовут Николай Власов. Очень приятно с вами познакомиться. Я являюсь старшим специалистом.
Дмитрий: Старшим специалистом чего вы являетесь?
Мошенник 2: Старшим специалистом кэшбэк сервиса Центрального банка. Вы должны подтвердить вашу личность. Подтверждаете вы по голосовому подтверждению, по реквизитам счет начисления, который состоит из 16 цифр, срок действия и код подразделения банка, который находится на обороте данной карточки.
Дмитрий: Да, хорошо. Давайте. Вот у меня карточка, на которую я хотел бы получить деньги.
Правда, после пары уточняющих вопросов, «старший специалист Власов» сорвался на откровенную грубость.
Дмитрий: «Я сказал, что называть не буду код. Приду в банк и там все назову. На что меня обложили трехэтажным матом и положили трубку».
Но далеко не все истории заканчиваются лишь оскорблениями. За прошлый год почти 2000 калужан стали жертвами мошенников и реальные финансовые потери составили свыше 300 миллионов рублей. А в целом по стране убыток выше на порядок – более 3 миллиардов. Большая часть – это именно хищение денег с карт. Причем личные данные мошенники получают от самих жертв. Для этого придумали даже особый термин: социальная инженерия.
Павел Кузнецов, начальник отдела безопасности отделения по Калужской области ГУ Центрального банка РФ по ЦФО: «Мастера социальной инженерии, которые начинают работать с вами – им достаточно номера телефона и вашего имени. А дальше все зависит от того, насколько они вас продвинут в беседе».
Только за 2019 год специализированный центр ФинЦЕРТ заблокировал 13 тысяч телефонных номеров, с которых звонили мошенники и более 1000 интернет-ресурсов, которые распространяли вредоносные программы. Причем, в Центробанке отмечают, за прошлый год из 13 тысяч баз данных, которые продавались на «черном» рынке, только десятая часть утекла из финансовых учреждений.
«Основная часть информации утекает при оформлении карт лояльности в различных магазинах. Заполните анкету получите скидку. Заполните минимальный набор данных. И его уже хватает, чтобы попасть в поле зрения мошенников», - пояснил Павел Кузнецов.
Но магазины становятся не только источником проблем для покупателей. Они и сами страдают от обманщиков. Точнее от фальшивомонетчиков. По данным полиции, в прошлом году именно в сетевых супермаркетах изъяли больше всего фальшивок – 116 штук, чуть меньше поддельных денег обнаружили при проверке выручки магазинов поменьше. Всего в 2019 году выявлено 128 преступлений такого рода. Задержаны 18 человек. Почти все они – заезжие из соседних регионов. Как отмечают в полиции, по раскрываемости таких дел Калужская область в лидерах и в ЦФО, и в целом по стране. С мошенничествами сложнее. Но и здесь успехи есть. Однако и в правоохранительных органах, и в Центробанке лишний раз напоминают, лучше вообще не допустить преступления, чем потом раскрывать. А для этого сами жители должны быть бдительными и осторожными.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: ВКонтакте; Одноклассники; Telegram-канале; Дзен.